Тема экранизации литературных произведений всегда будет актуальна для режиссеров. Сейчас только успевает выйти роман, через год по нему уже сняли фильм. Писателям прошлого не так везло, да и не всякое литературное творение подойдет для реализации на экране. Но есть книга, которую режиссеры и продюсеры любят всей душой. 418 лет пьеса У. Шекспира «Ромео и Джульетта» не сходит с подмостков театров, и уже 114 лет остается актуальной для экранизации.
Уильям Шекспир
Конечно, мы не сможем охватить все кинопостановки, поэтому остановимся только на пяти.
Итак, чтобы не путаться в фактах, вспомним, как все было на самом деле.
Шекспир писал пьесу, основываясь на популярном тогда сюжете итальянских новелл, то есть не он придумал этих персонажей.
Джульетте в начале пьесы вот-вот должно исполниться 14 лет, Ромео разные исследователи дают от 16 до 18 лет.
В пьесе на первый план выходит проблема взаимодействия личности и общества, а так же конфликт поколений, именно поэтому характеры второстепенных персонажей прописаны очень хорошо.
Лишь в чувстве меры истинное благо. (У. Шекспир)
«Ромео и Джульетта» режиссера Кьюкора, 1936 г.
На момент съемки актеру, играющему Ромео, 42 года, исполнительнице роли Джульетты 35 лет.
Первое, что мешает – это черно-белая съемка. Кроме того, актер, каким бы хорошим он ни был, к сорока годам не сможет убедительно сыграть первую любовь. Уже не кажется, что разлука с любимым равна смерти, мир не рушится, когда на пути к цели появляется препятствие. Конечно, герои пьесы следуют совсем другой логике поведения, нежели взрослый человек. Может поэтому игра актеров мне показалась совсем неубедительной. На протяжении всего фильма меня не покидало ощущение, что Шекспира читают по ролям десятиклассники.
Сцена на балконе в экранизации 1936 года
Однако есть в фильме неоспоримый плюс – костюмы! Жизненные, необычайно красивые, в таком действительно можно было бы ходить в мире Ромео и Джульетты.
Чтобы в ответ не получить загадки. (У. Шекспир)
«Ромео и Джульетта» режиссера Кастеллани, 1954 г.
На момент съемки актеру, играющему Ромео, 24 года, исполнительнице роли Джульетты 19 лет.
Молодые люди, играющие в фильме, мне больше по душе, хотя внешность главных героев, как ни крути, все же далека от канонов. На протяжении всего фильма не могла отделаться от ощущения, что это вовсе не Ромео и Джульетта, а какая-то влюбленная пара с очень похожей судьбой. Быть может такой эффект произвел финал, отличающийся от шекспировского или мне не хватило юмора, граничащего с иронией, которого так много в оригинале.
Ромео и Джульетта в экранизации 1954 года
Есть один персонаж, на мой взгляд, вписавшийся отлично в оригинальную задумку – монах Лоренцо. Внешность его так здорово передает характер духовенства средневековья, но в то же время по сюжету он проводник идей гуманизма. В остальных экранизациях Лоренцо слишком уж современенный, «продвинутый», такого наверняка бы предали анафеме в то время :)
Отец Лоренцо образца 1954 года
«Ромео и Джульетта» режиссера Дзеффирелли, 1968 г.
На момент съемки актеру, играющему Ромео, 17 лет, исполнительнице роли Джульетты 16 лет.
Хрестоматийный фильм сам по себе. На мой взгляд, лучшая экранизация пьесы У. Шекспира.
Самое главное достоинство – диалоги. Актеры читают текст так, что совершенно забывается, что он в стихах. Эмоции героев не кажутся поддельными, даже ходили слухи, что актеры были влюблены друг в друга во время съемок. В остальных экранизациях по уровню игры «проседала» Джульетта, но О. Хасси просто неподражаема!
Сцена на балконе в экранизации 1968 года
Очень радует бережное отношение к тексту Шекспира. Раскрыты характеры второстепенных персонажей. Меркуцио и кормилица выступают маяками той эпохи, их образы получились очень яркими и соответствуют характерам в пьесе. Молодой человек очень озорной, немного циничный, я бы сказала, что по фильму именно он является проводником авторского видения мира.
Меркуцио образца 1968 года
Кормилица – образ простой женщины, необразованной, немного грубой, но бесхитростной и очень душевной. В фильме она удался даже лучше, чем в пьесе.
Кормилица образца 1968 года
В экранизации 1968 года представлен самый откровенный вариант пробуждения героев перед отъездом Ромео в изгнание. Но я совершенно согласна с режиссером, это только подчеркивает чистоту чувств между персонажами.
Сцена пробуждения героев от Дзеффирелли
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение, которое писал Н. Рота.
«Ромео + Джульетта» режиссера Лурманна, фильм 1996 г.
На момент съемки актеру, играющему Ромео (Ди Каприо), 21 год, исполнительнице роли Джульетты 17 лет.
Действие переносится в современный мир, соответственно меняются декорации, вводятся современные слова, немного изменены имена героев. Создатели фильма максимально бережно отнеслись к оригиналу, насколько это вообще возможно, когда ты перекидываешь действие на 500 лет вперед. Однако, если вы не фанат, то различий будет заметно немного: отсутствие сцены с балконом и способы убийства.
Ромео и Джульетта в экранизации 1996 года
Герои выглядят как любой подросток конца 90-х годов.
На мой вкус в картине слишком много деталей забавит зрителя. Потеряна шекспировская глубина персонажей, совсем смазаны характеры многих второстепенных действующих лиц. Фильм открывает только один пласт пьесы – отношения Ромео и Джульетты, их противостояние законам «взрослого» мира.
Кадр из фильма Лурманна
«Ромео и Джульетта», режиссер К. Карлей, 2013 г.
На момент съемки актеру, играющему Ромео, 20 лет, исполнительнице роли Джульетты 16 лет.
В Интернете написана масса отрицательных отзывов о фильме. Не стоит быть к нему такими строгими, по крайней мере, он более понятен, чем экранизации 1936 и 1954 годов.
Хочется «отфеспалмить» по поводу выбора актеров. Д. Буту (Ромео) больше подошла бы роль порочного соблазнителя, а Х. Стейнфилд откровенно не справилась с образом Джульетты.
Сцена на балконе в экранизации 2013 года
Очень разочаровало отсутствие панорам и бестолковые правки в сюжете. С какой целью стычку на улице заменили на рыцарский турнир, и почему вдруг Ромео увлекся скульптурой – не ясно.
Турнир вместо стычки на улицах Вероны
А вот актер, игравший Бенволио поразил меня до глубины души, несмотря на то, что он вобрал в себя реплики и действия упраздненного в фильме Бальтазара. Персонаж вышел совершенно шекспировский, юный актер справился на все 100%!
Потрясающий Бенволио образца 2013 года
У. Шекспир писал многослойные произведения, которые можно читать только по главной сюжетной линии или искать что-то глубже. Разнообразие экранизаций книги «Ромео и Джульетта» дает возможность выбрать тот вариант трактовки, который больше подходит под настроение. Надеюсь на продолжение шествия вечной истории любви по киноэкранам.